Раньше в кино режиссеры, которые много репетировали, были уважаемы. Мастера - одну душу вынут из актеров, другую вложат. Инженеры человеческих душ. Но вот железный занавес заколебался. В первую же щель проникли французы. На неделю французского кино приехал легендарный гений кино Рене Клер. И самый уважаемый мастер российских репетиций режиссер Юлий Райзман спрашивает у
него:
- Скажите, а как вы репетируете с артистами? По какой системе?
- Репетировать? С артистами? А зачем? Я от них не требую ничего такого, чтобы они не могли сделать сразу.
Все растерялись. Потом стали объяснять друг другу:
- Ну он же технарь. Это он сказал: "Фильм закончен, осталось его снять". Он все расписывает заранее, по минутам. Ха-ха-ха.
А где же нутряное? Где душа? Где рождение образа из зерна характера?
В России при коммунизме фильмы снимались бесконечно долго. Полгода съемок считалось нормой. Год - ничего страшного. Студии работали как государственные учреждения. Все на зарплате. Важно выполнить план. сдать 40 единиц за год... А качество? Если начальство не сердится, если вредных мыслей нет, значит, качество хорошее. Гарантом качества были безразмерные репетиции. Режиссер искал искусство. С большого и идеологически правильного "И".
Допустим, политрук выскакивает из окопа и кричит:
- За Родину! За Сталина!
299
Солдаты с просветленными лицами поднимаются из окопа и с максимальным воодушевлением кричат:
— Ура-а-а!
В небе взрываются белые пиротехнические облачка. Одни и те же облачка "обслуживали" войну 1812 года. гражданскую и Великую Отечественную. Но чувства можно было обновить на репетициях.
Политрук в окопе, пригибаясь от вражеских пуль, собирал солдат и тихо,вдумчиво говорил:
— Ребята, что я вам скажу перед атакой?
— Что, товарищ лейтенант?
— Вы вдумайтесь в эти слова. Они простые, но в них глубокий смысл...
— Какой,товарищ лейтенант?
И лейтенант со слезами, естественно скупыми, шепчет:
— За Родину... и... и... ну...
— За Сталина? — спрашивает молодой солдатик.